Translate

Мирослава Карпович
Visit http://www.ipligence.com

7 окт. 2013 г.

О Житомире

Из
Так исторически сложилось, что Житомир, был расположен на границе православия и католицизма, одновременно являясь важным форпостом всей христианской цивилизации, лежащим подле границ пассионарного исламского мира. К тому же с ХVII века город стал одним из центров скопления крупной еврейской общины. Противостояние и взаимодействие всех этих цивилизаций и культур, создало ту уникальную ментальность и атмосферу, в которой развивался и рос Житомир – один из интереснейших исторических городов Украины.

«Вначале XVI века стало очевидным, что Великое княжество Литовское близко к упадку. В 1552 году Москва отобрала у него Чернигов и Стародуб на северном Востоке Украины. А в 1549 и 1552 годах оно не смогло противостоять двум большим вторжениям татар. В 1562 – 1570 годах нарастающий кризис достиг критической точки, когда Литва ввязалась в новую войну с Московским царством. Истощенные огромными военными расходами и оказавшиеся перед угрозой московского вторжения, литовцы обратились к Польше за помощью. Поляки готовы были ее дать, но за плату. Теперь главным условием, которое они поставили стало объедининение в единое целое Польши с Литвой, которых до сих пор связывал единый монарх».


Республика (Речь Посполитая) обоих народов Польши и Литвы (alt 765px-Irp1569-1.jpg)

Герб Речи Посполитой
Иными словами польское дворянство – шляхта, стремилась максимально сцементировать союз двух стран, которые еще с 1385 года жили вместе благодаря Кревской династической унии.

Все эти предпосылки привели к тому, что в январе 1569 года, с целью укрепления союза Польши и Литвы, в городе Люблине был созван совместный польско-литовский сейм, на котором шли бурные и драматические дебаты о форме будущих взаимоотношений двух союзных государств. У разных группировок польской, литовской и русской знати были очень разные видения совместного будущего Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

Флаг Республики двух народов


Польская партия, которая пользовалась также поддержкой русской и литовской малоземельной шляхты, стремилась к максимальной централизации союза двух государств. Группа крупных литовских магнатов, напротив, отстаивала идеи максимальной автономии Литвы, и соглашалась на объединение лишь при условии сохранения отдельных органов государственной власти в Великом княжестве Литовском. Речь шла об отдельном сенате и сейме.
Дело дошло даже до того, что в марте 1569 года, неудовлетворенные ходом событий крупные литовские, магнаты в знак протеста покинули совместный сейм в Люблине. К несчастию для них, этот демарш привел к прямо противоположным для Литвы последствиям. Ведь польская партия, стремилась максимально сцементировать союз двух государств, опираясь на литовскую и русскую шляхту. Шляхта, в свою очередь, искала таких же законных прав и привилегий, как и их польские собратья. Ситуативные союзники санкционировали акты короля Сигизмунда II Августа, об отторжении от Литвы и присоединения к Королевству Польскому земель Подляшья, Волыни, Брацлавщины, Подолья и Киевщины.

Шокированные таким поворотом событий крупные литовские магнаты, было, спохватились и спешно вернулись на сейм, но факт потери южных земель литовско-русского государства был уже свершившимся. К тому же они находились в крайне уязвимом положении, поскольку увязли в противостоянии с московитами во время изнурительной Ливонской войны. В такой уязвимой ситуации они не могли себе позволить крайнюю несговорчивость…
В результате 28 июня 1569 года была подписана Люблинская уния, которую 1 июля утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов. В итоге союз, заключенный в 1385 году в городе Креве, получил свое логическое завершение в Люблине. Результатом этого стало создание единого польско-литовского государства – Республики двух народов (Речь Посполитой). Главой объединенной державы становился монарх, избираемый на общем польско-литовском сейме в Кракове. Также общими становились сейм, сенат и единая денежная единица. Впрочем, Великое княжество Литовское, все же, сохраняло определенную автономию, имея отдельные законы, судебную систему, войско, правительство и администрацию.
Житомир. Костёл ордена Иезуитов
Но для Украины и, в частности, для Житомира это уже не имело особого значения, поскольку они со времени подписания Люблинской унии отходили в юрисдикцию Королевства Польского. Украинские земли отошедшие к Польше были разделены на Берестейское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства. С тех пор Русь впервые была разделена на две части – собственно украинскую (в составе Короны польской) и белорусскую, которая осталась в составе Великого княжества Литовского.
Житомир стал королевским городом, столицей одного из поветов и центром гродского староства Киевского воеводства (на ряду с Киевом и Овручем). Также город становится местом проведения поветовых шляхетских сеймиков.

Объединение в одном государстве, чрезвычайно близких по быту, языку и культуре, польского и украинского народов, не было чем то неприродным с этнической точки зрения, ведь когда то даже Нестор Летописец не видел существенной разницы между наднепрянскими (киевскими) и надвислянскими (польськими) полянами, которых он считал одним народом: «Словене же ови пришедше и седоша на Висле реце и прозвашася Ляхове; а инии о тех Ляхов прозвашася Поляне... Тако же и те же словене пришедше седоша по Днепру и нарекошося Поляне».

765px-Irp1569-1.jpg (765×600):

'via Blog this'

Комментариев нет:

Отправить комментарий